akozmin_7 (akozmin_7) wrote,
akozmin_7
akozmin_7

Category:

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА К ТОРФУ



Уникальность этих мест на карте Новгородской области неоспоримо.
Во-первых, именно здесь сохранена узкоколейная железная дорога Тёсовского транспортного управления и руками энтузиастов из Петербурга создан Музей "УЖД" под открытым небом.






И во-вторых, именно здесь находятся огромные залежи торфяных пластов долгие десятилетия здесь велась разработка и добыча этого горючего полезного ископаемого.







И естественно, что всё это очень привлекает к себе людей интересующихся историей железнодорожного транспорта, раритетной техникой УЖД, историей боёв "Второй ударной армии", экологией и как сейчас принято говорить - сторонников внутреннего и промышленного туризма.





Теперь подробнее.
Железная дорога к торфу.
Мне довелось побывать в Тёсово на узкоколейке вместе с группой журналистов из Петербурга в конце этого лета. Нашу пресс-бригаду составом около десяти-двенадцати человек, среди которых редактор и ведущая Радио "Россия", телевизионщики, пишущая братия и фоторепортёры буквально "в чистом поле" не далеко от "полустаночка" узкоколейной железной дороги встретил директор Музея УКЖД Алексей Помигуев.
Это достаточно молодой человек увлечённый как техникой эксплуатировавшейся на узкоколейке, так и историей этого периода.




Вместе со своими товарищами-единомышленниками они превратили своё хобби, свою мечту в музей приносящий некоторый доход позволяющий поддерживать уникальную железнодорожную ветку в необходимом техническом состоянии, приобретать новые раритетные экспонаты разбросанные по самым разным уголкам страны, восстанавливать и ставить их в ряд действующих. Признаться, весьма сложно назвать "экспонатом" вполне действующий тепловоз или автомотриса, но таков данный музей.



Напоив нас чаем в стаканах с подстаканниками (если помните, именно так, в подстаканниках подавали чай в поездах дальнего следования долгие годы. Вероятно, эта традиция жива и сегодня) с бутербродами и печеньем, Алексей Юрьевич стал рассказывать о возникновении музея, о том какую задачу выполнял подвижной состав Тёсовской УКЖД и плавно перешёл к сегодняшней жизни музея.





Посетить его могут все желающие. Примечательно, что число желающих увидеть ж/д технику и прокатиться на
ней в последнее время всё больше. Приезжает множество детей школьного возраста.
Экскурсии включают экскурсионное обслуживание, питание в вагоне-столовой и рассчитаны на группы до 40 человек. То есть вполне смогут принять один-два школьных классов.

Большой интерес вызвал у гостей музея грузопассажирский вагон завода VEB Waggonbau Ammendorf изначально принятый мною за "столыпинский".
ПС: Я как неспециалист особой разницы не заметил ))










"Тёсовское транспортное управление (ТТУ) — одно из крупнейших торфопредприятий СССР, находилось в посёлке Тёсово-Нетыльский Новгородского района, Новгородской области. В ведении Тёсовского транспортного управления находилась крупная сеть узкоколейных железных дорог торфовозного назначения с шириной колеи 750 мм."





Тёсовское предприятие долгое время было одним из самых передовых в торфяной отрасли. Более позднее название — Тёсовское предприятие промышленного железнодорожного транспорта (ТППЖТ), при реформировании торфоперерабатывающего комплекса в 1991-92 гг. Тёсовское транспортное управление было ликвидировано, а весь подвижной состав вместе с путевым хозяйством был передан ТППЖТ.



В 30-х годах ХХ века на севере Новгородской области в Приильменской низменности в болотистой местности, носившей имя Тёсова, началась добыча торфа. В 1933 году в пос. Тёсово-Нетыльский для этих целей была построена узкоколейка, длина которой к началу 1940-х составляла около 20 километров, добытый торф планировалось доставлять на ГРЭС-8 в Невдубстрое и ТЭЦ-5 в Ленинграде, но началась Великая Отечественная война. Во время войны здесь проходила линия обороны и большая часть торфоразработок была оккупирована вооружёнными силами вермахта.





После окончания войны узкоколейка в кратчайшие сроки была восстановлена для снабжения торфом Ленинграда, так как ближайшие к городу торфоразработки в Синявино были сильно разрушены во время боёв.





По мере увеличения количества добываемого торфа и открытия новых торфопредприятий в 1951 году было основано Тёсовское транспортное управление (ТТУ), которое занималось перегрузкой и транспортировкой торфа по узкоколейной железной дороге. В середине 50-х годов началось строительство рабочих посёлков Тёсово-2 и Тёсово-4, в которых были построены также типовые депо. На станции Тёсово-1 (она же Тёсово-Нетыльский) была построена эстакада для перегрузки торфа, локомотивно — вагонное депо.




На дороге внедрялась светофорная сигнализация, связь на локомотивах. По узкоколейке было организовано пассажирское движение в посёлок Тёсово-2, основу локомотивного парка составляли паровозы. Проект создания торфопредприятия Тёсово-3 к востоку от Тёсово-Нетыльского не был реализован.



К 1970 году была проведена полная реконструкция узкоколейки — в путь укладывали железобетонные шпалы, на стрелках устанавливали электроприводы. На дороге внедрялись новые путевые и торфодобывающие машины, в местном конструкторском бюро разрабатывался новый подвижной состав, на узкоколейке появились тепловозы ТУ4 и ТУ7. Вывозка торфа достигла огромных размеров, торфопредприятия работали круглые сутки, с полей вывозилось больше десятка составов с торфом по 30 и более вагонов каждый, со станции Рогавка уходило около 12 составов широкой колеи. На всей системе ТТУ в общей сложности было более 30 тепловозов и мотовозов.





После перестройки Тёсовское ТУ, как и многие предприятия в стране, было ликвидировано, а всё имущество передано нескольким новым торфопредприятиям. Переломным для жизни узкоколейки стал 1994 год — главные потребители отказались от торфа, его добыча упала практически до нуля, его вывозили лишь для нужд поселковых котельных. Подвижной состав начали продавать или резать на металлолом, почти 200-километровую узкоколейную систему тоже сдали в металлолом. Был разобран путь на Тёсово-4, а в 1995 году прекратилось движение на Тёсово-2. В 2002 году и сам путь туда разобрали. Спустя несколько лет обособленной работы, торфопредприятия Тёсово-2 и Тёсово-4 были ликвидированы.



Ныне действует только торфопредприятие Тёсово-1. В наше время снова стал возникать интерес к торфу как в качестве топлива, так и для сельского хозяйства — и это шанс на сохранение и развитие Тёсовской узкоколейки.



На 2015 год протяжённость магистрального хода узкоколейной дороги составляет около 16 км, подъездных, станционных путей и тупиков — около 9 км. Вывозка торфа производится регулярно. Из сохранившейся техники: ТУ6А, ТУ6П, две самоходные электростанции ЭСУ2А, путеукладочный поезд.





Музей Тёсовской УЖД
20 августа 2014 года группой энтузиастов на базе ТТУ был создан музей Тёсовской УЖД. Главная миссия музея — сохранение памяти об узкоколейных железных дорогах страны, которые были во многом основой для подъёма экономики в советское время. В собственности музейной группы — вновь построенный участок пути длиной около 200 метров.


Деятельность музея
Несколько раз в год проводятся экскурсии из Санкт-Петербурга на автобусе Ikarus-256 организации "Retro-bus".
С 2013 года проводится фестиваль военно-исторической реконструкции "Забытый Подвиг — Вторая Ударная армия", совмещённый с фестивалем узкоколейной техники. Мероприятие проводится при участии военно-исторических клубов со всего СНГ


Дополнительные данные
Коллекция музея
Пассажирская автодрезина ПД-1
Локомотивы
Тепловоз с гидропередачей ТУ4-1030 — требует капитального ремонта.
Тепловоз с гидропередачей ТУ4-2630 — отремонтирован, перевезён с разобранной УЖД Ранцевского торфопредприятия.
Тепловоз ТУ6А-2446 — отремонтирован, привезён с Ершовского торфопредприятия, ранее был приписан к депо "Тёсово-2".
Дрезины
Пассажирская автодрезина ПД1 — доставлена с разобранной УЖД в Реполке, восстановлена из металлолома.
Мотодрезины ТД-5у — 3 моторных, 5 прицепных, из которых одна переоборудована в макет бронедрезины для военно-исторических реконструкций.
Вагоны
Пассажирский вагон ПВ40.
Хоппер-дозатор модели 42-074.
Вагон-столовая ВС1-1756 на базе ПВ40.
Вагон-ледник.
Крытый вагон
Грузопассажирский вагон завода VEB Waggonbau Ammendorf.
Локомотивы
ТУ6П — № 0050
ТУ6А — № 3723
ЭСУ2А — № 179, 709 (оборудована снегоочистительным валиком).
Вагоны
Вагоны-цистерны различных моделей, в том числе четыре рабочих ВЦ-20, две ВЦ-20 без колёсных пар и три ВЦ-10, две из которых находятся в составе пожарного поезда.
Вагоны-платформы
Полувагоны для торфа составляют основу парка УЖД, насчитывается около 20 вагонов в рабочем состоянии.
Пассажирские вагоны ПВ40
Вагон-транспортёр для перевозки крупногабаритной торфодобывающей техники.
Путевые машины
Плужный снегоочиститель
Путеукладчики ППР2МА



"путевой пёс" ))


В тексте использованы ссылки и материалы Музея Тёсово УКЖД и Павел komen_dant
http://ru-railway.livejournal.com/?poster=komen-dant
http://komen-dant.livejournal.com/849816.html
http://komen-dant.livejournal.com/783205.html
https://vk.com/tesovo1
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1a/Draisine_PD-1_TUZhD.jpg



Альбомы:
- "В полосе прорыва" (Вторая ударная армия)
- УКЖД

Tags: ДОРОГИ, ИСТОРИЯ, ПРОИЗВОДСТВО, Россия, отдых, регион, туризм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments