akozmin_7

Category:

История первой ж/д станции в Находке

Оригинал на дзен-канале «Тропой самурая»

Удивительно, но мимо меня, родившегося и прожившего в Находке боле 33 лет, этот исторический факт прошёл как-то мимо. 

Железнодорожная станция Лацис

"История железнодорожной станции «Находка» началась в 1933 году, с принятия решения о строительстве железнодорожной ветки «Сучан–Находка». Строительство велось 2 года. Станция открылась в 1935 году и изначально называлась «Лацис» в честь известного советского военного деятеля Яна Лациса, долгое время жившего на Дальнем Востоке"

Кто же такой, Ян Лацис?

Родился в семье латышского крестьянина-батрака. В детстве был пастухом, батраком. В 1916 призван на военную службу и зачислен в запасный латышский стрелковый полк. Дослужился до унтер-офицера. В марте 1917 года вступил в РСДРП(б).

Ян Лацис — командир отряда латышских стрелков, которым большевики доверили охранять Кремль. До этого они же охраняли Совнарком в Смольном и обеспечили безопасность переезда Ленина и Свердлова из Петрограда в Москву. Позже Ян Лацис — командир Особого корпуса железнодорожных войск РККА, входил в правительство РСФСР. Умер своей смертью от разрыва сердца в Хабаровске, 10 марта 1937 года. Упокоен на Новодевичьем в Москве.

С именем Лациса связано развитие и строительство железных дорог Сибири и Дальнего Востока.

Его имя носит одна из улиц Луганска, улица в городе Инза.

Имя Яна Лациса носила и железнодорожная станция в Приморском крае и улица во Владивостоке (ныне улица Нерчинская)

Здесь мы и подходим к воспоминаниям о моём родном городе и о первой железно-дорожной станции. Сейчас, это оштукатуренное и выкрашенное здание с элементами ушедших в прошлое архитектурных стилей, арочных форм.

В каких-то дальних уголках своей памяти мне помнится совсем иное здание. Кажется, оно было совершенно иное. Почему-то, помню маленькое, одноэтажное, в ужасном состоянии. И Кажется, в начале 1970-х годов его перестроили или поставили взамен снесённого.

Перед глазами всплывает картинка из детства: мы едем на автобусе и проезжаем мимо этого здания. Мои родители тихо общаются с моим дядей- строителем. И он им рассказывает шёпотом, чуть улыбаясь, будто делясь "информацией не для всех" о том, кто дал команду снести или перестроить, когда сделают и что-то про режимный объект (естественно, ведь это была ж/д станция). Самое интересное, что мне в те годы было максимум 5-6-7 лет.

Сколько тайн и открытий, порой хранит наша человеческая память! Я, например, помню расположение в доме и дворовой территории в доме у моей пра-бабушке, как звали пса, где на улице стоял общий стол и где висел фонарь-прожектор, через какую щель в заборе ходили на ближайший рынок и как в реке плавали лебеди. Помню, о чём разговаривали совершенно незнакомые мне мужики и подошедший к ним участковый-мент, как он грозил безногому инвалиду на каталке из подшипников если тот ещё раз появится ему на глаза на улице.

Знаете, ведь в те годы, мне было совсем мало лет - года 2-3! Представляете, помню, о чём говорили незнакомые мне люди, взрослыми фразами в возрасте 3-х лет! Но это, лирическое отступление)

Находка — узловая железнодорожная станция на линии Угловая — Мыс Астафьева Владивостокского отделения ДВЖД. Расположена на северной окраине города Находки.

Решение о строительстве железнодорожной ветки «Сучан — Находка» было принято в 1933 году, по проекту находкинская станция носила название «Американка».

Строительство железнодорожной ветки и станции велось солдатами Особого корпуса железнодорожных войск РККА под командованием Яна Лациса. По окончании работ станция была названа Лацис.

Из воспоминаний можно прочесть, что в тот день: "1 мая 1935 года на станцию Лацис прибыл первый грузовой поезд, следовавший со станции Гамарник. По случаю Дня международной солидарности трудящихся проходила праздничная демонстрация, играл военный оркестр. Вокзал был деревянным, одноэтажным. "

В 1937 году станция была переименована в станцию Находка. С 1938 по 1946 год (до закрытия навигации 15 ноября) — станция прибытия плановых маршрутов вагонзаков с заключёнными ГУЛАГа, на пути этапа в бухту Находка и Магадан. В 1966 году проведёна электрификация путей.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded