akozmin_7

Category:

Кулак - мироед или хозяин?

Кулак - кто он? Враг и "мироед" или крепкий хозяйственник и хозяин своей земли? Постараемся через воспоминания наших читателей разобраться в этих вопросах и понять кем оказалось кулачество в годы советской власти "злом" или жертвой". Думаю, что в большинстве случаев, эти воспоминания заслуживают доверия. Ведь события кардинально изменившие уклад жизни и судеб родных не забудутся и будут передаваться из уст в уста как напоминание и предупреждение.

Публикуем воспоминания читателей канала "Тропой самурая" о тяготах и лишениях с которыми пришлось столкнуться их родным и близким в ту историческую эпоху.

______________________________________________________

Вячеслав Все было очень индивидуально. У прадеда была родовая деревня. Две фамилии в деревне все родня. 1900 года прадед был в 18 бандитствовал ногу прострелили. И все, все дома остались. У прадеда самые сильные воспоминания были скот своим ходом гоняли в Москву 700 километров в 41м. В 1986 похоронили. Дом стоит 2 обреза в усмерть ржавые лежат где положили. В 1985 показывал, глянь мож нужны.

Сергей Маслов У меня дед с семьёй жил на хуторе в вологодской обл во время раскулачивания его отправили в ссылку хотя он ни разу не нанимал батраков семья была большая кто-то из родственников сумел пробиться к Калинину с письмом и его с Урала вернули домой, а дома нет босота все растащила. Построил из остатков избу в деревне где и жил до войны пока не погиб на фронте, а бабушка прожила всю жизнь.

Владимир Да, подтверждаю, пока жива в памяти страница истории нашей семьи. Жили мои предки в Саратовской губернии недалеко от Баланды (ныне Калининск). Со слов отца: у них в семье было пять человек,- младшему сыну было тогда 3 года. Жили трудясь на земле имея лошадь и корову. Наёмным трудом не пользовались поскольку у деда было два брата живших рядом и обходились совместной помощью друг-другу. В период образования колхозов, в начале 30-х годов, бабушка наотрез отказалась вступать в образующиеся у них-коллективное хозяйство. Решением тогдашнего политотдела их семью раскулачили и отправили осенью 1932 года на Урал как врагов народа,- на работы в лесхоз.
По дороге в ссылку умер младший брат отца-Борис. Голодовали.питались отбросами с помоек картофельными очистками. Отец мой, как старший сын, ходил просил по дворам милостыню. Бабушка говорила что многим так досталось. Но на власть не озлобились.
Вернулись домой в деревню сбежав с поселения.Прятались на свиноферме, питались тем что и свиньи. Вот так было. Теперь когда чищу картофель помогая жене вспоминаю как его чистил отец,-шкурка была у него совсем тонкой.

Тамара Ломачевская Мою бабушку тоже раскулачили в село Абызово, Башкирия. В 1931г. Тоже не особо богатые были. Бабушка была из богатых высылали только ее, дедушка был из бедных его оставляли. Дедушка все равно поехал в ссылку вместе со всеми. У бабушки была парализованная мать трое маленьких детей их выслали тоже в Иркутскую область г. Черемхово в шахты.
Дед умер в 1933г, бабушка сошла с ума. Старший сын был репрессирован и расстрелян, младшая дочь умерла. Осталась мама одна. Жила, в 14 лет училась в школе, потом в мед.училище. Бабушка выздоровела и на всю жизнь они остались в Сибири хотя были реабилитированы в 50-х годах. Баба всю жизнь ненавидела Советскую власть.

(Авторство комментария утеряно) Не имело значения, кого считали кулаком крестьяне. Важно кого считали кулаком комиссары. А комиссары считали кулаком любого зажиточного крестьянина.
Если бы власть колхозам хоть что-то подгоняла, комиссары с винтовками не ходили бы отбирать у кулаков лошадей, коров, плуги итд.
Кулаков раскулачивали, чтобы отнять имущество в нищебродские колхозы.

Кулаков раскулачивали не до революции, а сильно после. В то время "кулаки" - это крестьяне получившие землю после революции, много работавшие и за 15 -20 лет "поднявшиеся". А раскулачивали их деревенские люмпены, которые летом подшабашивали у кулака, а потом остальной год ни хера не делали и бухали.

votagordo Я поясню, хотя уверен что это бесполезно. Я тоже из кулаков, так что вопрос знаю. Во-первых, люди не равны между собой ни по физическим, ни по умственным способностям. Один может 14 часов вкалывать без перерыва на тяжелой работе и ему нормально, другой не тянет, сил не хватает. Один умный и учится на отлично и уроки делает за полчаса, другой не понимает элементарных вещей. Если вы добавите к этому ещё и потенциал семьи: количество детей, особенно мальчиков, правильное воспитание и отсутствие вредных привычек плюс немного удачи , то поймете, что доход у всех будет разный.
Мой прапрадед был обычным крестьянином, но у него было 14 детей, из них 10 мальчиков. Все, кроме одного, отличались отменным здоровьем и смышленостью. Прадед уже был грамотным и смог поступить на государственную службу, дослужился до лесничего в Пермском крае (у него уже были в подчинении лесники). Другой его брат, который слабосильный, стал священником. Все братья имели крепкое хозяйство, занимались торговлей и так далее.
Мой другой прадед служил в гвардии рядовым, потом унтер-офицером, после окончания службы вернулся в родной Ишим и купил кабак (деньгами родственники помогли), двое сыновей (один рано умер), четыре дочери.
Если представить, что у них не было поддержки семьи, они имели бы проблемы со здоровьем или были бы лодырями и алкоголиками, то их жизнь сложилась бы иначе. А так нам пришлось "безвозмездно" отдать советской власти много чего, бабушка вот до самой смерти про железную крышу вспоминала)

human_player У меня бабушка 1900 г.д. Мама родилась как раз в 1937г. Бабушка мне и рассказывала как их репрессировали из зажиточного алтайского села в Томскую обл. в Нарымский район. Отобрали все сельхозорудия, вещи. А теперь памятник Сталину ставят, рассказывают, что социализм-это круто. В то время у любого могли все отобрать, включая жизнь и сейчас никто не застрахован, что его на улице полиция не остановит и наркотики не подбросит. Но возможно, что общественный строй тут ни при чем, просто Россия-это место заколдованное. Сейчас мне есть с чем сравнить, жалею, что мои дети выросли в России.

Семья бабушки (бабушка 1900г.р.) жила на Алтае (предки приехали откуда-то из под Москвы). В конце 20 века выдали справку о том что их незаконно репрессировали, в справке был перечень сельхоз.орудий и скота, которые были реквизированы.

Бабашка рассказывала, что в сезон нанимали работников, но и сами все работали, она с 12 лет на покос ездила, у их матери была швейная машинка, в деревне даже карнавалы устраивали, сами костюмы шили. Мужчины пили совсем мало, женщины не выпивали вовсе, русские не курили, курили только в татарских деревнях. Жили хорошо до революции, мед, сметана стояли кадками. Сельхозпродукцию отец продавал в городе на ярмарке.

В 1936 зимой их посадили всей семьей в сани и повезли в ссылку, моя прабабушка догадалась детям на голову надеть пуховые подушки, чтобы хоть как-то согреть, в Томской области в Нарымский район их везли весной по реке на больших плотах. Моя мама родилась уже в ссылке, женщины говорили бабушке -"лучше бы ребенок умер, кормить его все равно будет нечем", но мама выжила, но была маленького роста (150см) от сильного недоедания в детстве. Мой дед уехал на заработки в другие деревни, бабушка рассказывала, что от голода и плохого питания началась цинга, они так ослабли, что не могли дойти до леса, чтобы набрать хвои от цинги, потом приехал дед и стало полегче, но через некоторое время деда арестовали и, по слухам, посадили арестованных в баржи, спустили баржи по Оби к Белому морю и там вместе с людьми затопили.

Бабушка вспоминает, как вставали из-за стола, а дети просили есть, еды не хватало. Бабушка в колхоз не вступила, ее как частника обложили налогом, заплатить его она не могла и ее кажется в 1940 посадили в тюрьму в Колпашево. С детьми остался мой прадед. В тюрьме, рассказывала бабушка, было неплохо. Начальник тюрьмы был нормальный человек, даже за ягодой их отпускал, они шли в казенных ботинках, а в это время колхозницы косили сено босиком, и они смеялись над колхозницами, что даже в тюрьме лучше, чем в колхозе.

Помню как в советские времена, году так в 1975 бабушка, иначе как лысым дураком, Ленина не называла. Боятся ей уже нечего было. Еще интересное воспоминание: бабушка была 1900 г.р. и рассказывала, что когда ей было лет 10, ее и ее брата их отец взял с собой в гости к старику, который жил в их деревне. Этот старик был грамотный, читал много книг, он показал на детей, и сказал: "Все зло им достанется", а еще говорил, что вся земля паутиной покроется, что будет такой ящичек, который будет говорить и действовать. Бабушка вспоминала, что им было непонятно что за ящичек такой. Бабушка думала, что старик говорил про электрические провода и про радио, ну и про зло, которое детям выпало он верно предсказал.

А село, куда в 1937г. привезли семью бабушки называлось Веселое. В конце 50-х годов дети вывезли бабушку в Кемеровскую обл. Мне кажется, что сейчас стараются, чтобы люди забыли про ужасы сталинского режима, опять идет какая-то пропаганда ,насаждение патриотизма. Очень обидно, что в такой богатой стране как Россия люди живут хуже чем в бедных маленьких европейских странах, таких как Болгария, Сербия, Босния. Я это вижу своими глазами и жалею, что не уехала раньше.

 vladimir_boroda                                                                                                                 "Друг детства устроил меня в бар барменом. Там-то я и познакомился с человеком интересной судьбы. Это был эстонец, отсидевший 18 лет за то что в свои 16-17 боролся с советскими оккупантами в составе лесных братьев. Сначала лагерь, потом поселение, работал Арно все время в строительстве, на поселении вечерне выучился в строительном институте. После поселения работал во всем этих СМУ и строительных трестах. Зайдя в бар, Арно будучи намного старше меня, сразу спросил - где и за что я сидел... Хотя после освобождения прошло где-то месяцев пять наверное. То-есть глаз у человека оказался наметанным. Точно так же и я видел сидельцев в то время.
Мы подружились - до определенной степени - и Арно мне рассказал про свою жизнь. Кусок его жизни немного, одним боком подходит к данной теме - кулак -мироед или хозяин.
Арно из крестьянской эстонской семьи, у его отца было крепкое хуторское хозяйство, 5-6 человек батраков. Мироед? 

Арно вспоминал и не раз, как приходило к ним на хутор ВОСКРЕСЕНЬЕ... Батраки с вечера мылись, с утра одевали суконные костюмы, ШЛЯПЫ!!! кожаные ботинки и шли в костел. После костела в клайпу - кабак, трактир, питейное заведение, где слегка выпивали, играли в карты, разговаривали о жизни, встречались с другими батраками с других хозяйств, обменивались мнениями. Вечером шли на танцы кто помоложе, кто постарше возвращались на хутор. 

Я это все к чему веду - а кто кормил коров = 40-60 штук, чистил за ними навоз, поил и т.д. Ведь коровам не объяснишь что у батрака ДОГОВОР и по этому договору батрак в воскресенье и в договоренные праздники не работает. А чистил навоз за коровами, разносил им сено и развозил воду Арно, его братья и сам хозяин, отец Арно. А в понедельник Арно шел в школу. Примерно лет с 8 ни одно воскресенье до своих 16 - пока не ушел в лесные братья Арно не отдыхал. Пахал как папа Карло. Так кто такой Арно и его отец - мироеды или хозяева?


Пусть это происходило в другой стране, НО коллективизация Совков добралась и до них. Отец Арно умер в тюрьме, сам Арно после разгрома их повстанческого отряда был арестован и осужден. В связи с несовершеннолетием ему дали всего 25 лет, а не расстрел. 

Как я написал выше - отсидел 18, потом 5 лет поселения и запрет проживания в Эстонии. Арно умер в городе Омске в 87 году. Я узнал об этом в 88 от его дочери, встретив ее случайно на улице.
Так кто был отец Арно - мироед-кулак или крепкий хозяин соблюдавший договор?


В публикации использованы страницы с иллюстрациями из книги: "Как мы жили" (воспоминания и устные свидетельства томских крестьян)

Прочитать книгу в формате PDF можно пройдя по ссылке выделенной синим цветом.

Также на тему #колхозы и #раскулачивание читаем:

 «Про колхоз и трудодни в СССР» 

«История раскулачивания в письмах»


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded