akozmin_7

Categories:

Путь от учёбы до карьерного роста молодого специалиста в СССР

Сегодняшняя публикация на канале целиком посвящена интересным воспоминаниям одного из читателей Юрий М. Свой жизненный путь автор воспоминаний изложил живым и интересным языком. Воспоминания охватывают период с начала становления советской промышленности и до преемственности поколений в наши дни. С одной стороны, это обычная жизнь советского человека от школьника и студента до молодого специалиста и умудрённого жизненным опытом взрослого человека. С другой - судьба человека вместившая все основные вехи развития советского государства.

Надеюсь, воспоминания Юрия помогут разбудить у вас личные воспоминания о молодости, учёбе, людях и работе. И вы обязательно поделитесь ими и дадите воспоминаниям шанс на вторую жизнь и спасёте их от забвения.

Самые интересные из них мы опубликуем на страницах наших публикаций. Если вам не сложно сопроводить свой рассказ несколькими снимками из домашнего архива, то будет прекрасно!

"Да, был Путиловский завод, и ещё были заводы хорошие. Но в годы Индустриализации строили ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, то есть десятки заводов в каждой из ОТРАСЛЕЙ. Успешным до ПМВ (Первая мировая война) было бурное строительство сети железных дорог - о том я и написал, особо отметив, как ценный опыт. А все отдельные предприятия никак не смогли предотвратить краха страны в русско-японской войне и небоеспособности в Первой мировой.

Темпы были высочайшими - да, темпы. Они высокие, когда с нуля начинаете. Это как у того волжского парохода в известном фильме, когда весь пар в свисток ушёл, а машине не хватило. В России было 14-17% рабочих, а крестьян около 80%. И вы уверяете, что Россия была промышленно состоявшейся державой?

Вы забыли, видимо, что бунты в Питере начались из-за нехватки хлеба, керосина и прочих элементарных вещей. Всё в стране было, но лошадей забрала армия, вагоны - туда же, и просто прервался подвоз. Вот вам и пример разорванной технологической цепочки.

То, что вы гордитесь питерскими заводами - это хорошо. Я тоже. На них работали мои родственники перед войной, женщины - во время войны, а потом и оставшиеся после войны в живых. А по отцу предки на Урале жили, здесь тоже были заводы, которыми гордиться можно. Но я вам говорю про ОТРАСЛИ, которые создавались в ссср ударными темпами, про гигантские комбинаты по всей стране, про мощную коренную модернизацию ВСЕЙ промышленности, про гигантские комплексы на базе электроэнергии ГЭС и ГРЭС для получения алюминия, например, а не только для "лампочек Ильича" от Волховской #гэс.

фото автора канала "Тропой самурая"

Причём, их размещали по принципу комплексно-территориальному, то есть по-научному, а не с бухты-барахты. Вот уж темпы были, так темпы! Просто, похоже, вы плохо понимаете, что такое индустрия, производство. Если гуманитарий или не от мира сего, а не инженер и не технолог. То вам трудно понять, что десяток успешных заводов, не увязанных кооперацией и общей производственной цепочкой с целью производства конечного продукта, не делает страну промышленной державой...

В школу пошёл в 1954-м. Позже в школу пришел отличный директор. Офицер, при подавлении мятежа в Бухаресте был ранен, комиссован и вернулся к довоенной специальности учителя. Где-то в 1957-58-м школу довоенную модернизировали: избавились от печного отопления и возвели двухэтажный пристрой, на первом этаже - две мастерские: столярная и слесарная, а на втором этаже - спортзал.

Это закончили, и с 6-го класса мы в мастерских работали на уроках труда - полгода в столярной, полгода в слесарной. Уроки были раз в неделю по 4, как по КЗОТу для малолеток. В столярке учились строгать, пилить, сверлить и т.п. Постарше стали - за полугодие надо было изготовить табуретку, делая и переделывая, пока не получится. В слесарной - учились работать ножовкой, напильником, дрелью и т.п.

Во второй год - опиливали заготовки молотков, пассатижей - заказ для завода. А в старшем классе - ремонтировали и восстанавливали парты и прочее для школы. Надо упомянуть, что в летние каникулы мы были обязаны отработать N часов. В 5-6 кл на пришкольном садовом участке. Каждый выбирал какую-то культуру и что-то с ней делал. Остальной уход за ней делала следующая смена и так, пока не вырастет. Оба раза отработал в начале каникул, в первый год сажал картошку, во второй - занимался малиной... В старших классах - отрабатывали на стройке - мусор и т.п. Школа продолжала строиться.

После 8-го класса отца перевели, и мы переехали в соседний город. Там на заводе-шефе (Турбогенераторный #завод, г.Лысьва Пермской обл.) был выстроен специально для школьников города Учебный цех со станками токарными, сверлильными, фрезерными, фуговальными, заточными и т.п. Готовили нас на разряды, кто на какой потянет. Работали день в неделю. Я выбрал на фрезеровщика, на токарном раньше в Детской техстанции как-то уже умел, а на фрезерном было интересно.

Но вскоре меня и товарища забрали в настоящий заводской цех КИПиА как радиолюбителя, так что далее специализировался на наладке оборудования строящегося цеха по производству ширпотреба, коими были утюги с терморегулятором.

Налаживали термопрессы для изготовления карболитовых ручек утюгов, там куча термореле, реле времени, позиционирования, всякие самописцы и т.п. Мы уважали работу, такие утюги до нас в стране выпускал только харьковский ХЭМЗ. Проявил инициативу, работал месяц летом, линию запустили. Во второй год работал тоже киповцем, получил 3-й разряд.

Школу закончил неплохо. Экзамены (7 за три недели) - здесь сэкономил: готовился сразу к вступительным в институт, а не лишь бы сдать: решил поступать в Уральский политехнический институт (#упи), который в 1940-м закончил отец. Традиция как бы

Поступил без проблем. Осенью - месяц картошки. После первого курса съездил летом со стройотрядом. После второго - ознакомительная практика в Соликамске на Магниевом комбинате. А летом - халтура 1,5 месяца на стройке хрущёб в городе.

После третьего курса - практика в Саратове на Аккумуляторном заводе, на рабочих местах, свободное время - на Волге. Отличный город и прекрасные люди, для уральцев - несколько своеобразные по характеру и внешне! После четвёртого курса - опять стройотряд + производственная практика на Медеэлектролитном заводе в городе Верхняя Пышма, под Свердловском, рядом, почти дома.

В сентябре было начали учиться, а нас на пару недель опять на картошку - область "задушил" урожай! Это нас, выпускников! С октября продолжили учёбу, второй семестр - преддипломная практика. Меня - на #химмаш. Там же и диплом делал - проектировал цех гальванический. Защитился 9 июня, пара недель передышки и в учебные лагеря под #архангельск, за звёздочкой на погон.

Потом месяц отпуска и вперёд по распределению. Где работал - другая песня: сплошные командировки сразу на несколько предприятий, куда поставлялась наша продукция. Меж командировками женился, двоих детей вырастили. В этом году старший внук магистратуру закончил - тоже УПИ, только имя ВУЗа "страшнее" стало: ФГУП УПИ.

Вы уже поняли, наверное, что Вашу идею с воспоминаниями Вашей мамы я с удовольствием поддерживаю!

________________________________________________________

___________________________________________________

#сталин - он из другого времени, действовал в другое время и по законам Революции. Мне эти законы тоже не нравятся, но отмечаю, что он умён, его отношение постепенно становилось мягче к коллегам, но сохранялась та же нетерпимость к зажравшимся персонам, пусть даже они были его родственниками или единоплеменниками - Сванидзе, Енукидзе или Окуджава-отец. Страшно б было, если бы одолел троцкий

А как могли заставить те, кто только что с боевого коня слез? Силой, шашкой, нагайкой... Троцкий всех транспортников в квазивоенную форму одел, устав ввёл типа воинского. С рабочими у станков так же хотел, чтобы жили и работали как в армии - не дали. Но уж на крестьянах и казаках отыгрался (идеологом был Свердлов). В вчк и ЧОН его люди были. И не только там...

Я инженер, в наших "прописях" нет политики, есть физика, химия, технология и прочие "обязаловки". Приказать химреакции идти, как захотелось "пионервожатому" - глупость. Толкотню "политиков", многие из которых не имели соответствующего образования и приемлемого интеллекта, вызывало иронию. Репрессии, о которых много говорится, вызваны либо завистью, либо "компанейщиной", что объясняется глупостью, когда и те, и другие ввязываются не в свои дела, и "инженеры", и "пионервожатые". Хуже того - они принимают решения. Дураки на то и дураки, что не осознают, что они дураки, но имеют о себе весьма высокое мнение.

"Печально быть свидетелем напасти,

Когда дурак приходит к власти..."

Мы всегда иронично относились к "парашютистам" - сосланным на производство проштрафившихся бывших партократов, так и к "пионервожатым". Мы их в сторонке держали, чтоб под ногами не путались... И занимались своим делом, то есть производством.

Но у нас уже были другие времена"

* * *

ПС! Огромное спасибо Юрию и всем нашим читателям присылающим свои рассказы с воспоминаниями!

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded