akozmin_7

Category:

Советское образование лучшее в мире?

Советская школа, советское образование - лучшие в мире или не хуже и не лучше чем у других? Об этом я предлагаю поговорить опираясь на воспоминания читателей канала "Тропой самурая" (оригинал публикации по ссылке)

Для одних это лучшие годы и слова благодарности учителям, для других очевидные промахи и недоработки в системе советского образования. Кто прав и где истина давайте разберёмся. Вашему вниманию я подобрал 12 рассказов с воспоминаниями от людей родившихся в разные советские годы и имеющих порой противоположную точку зрения.

Петр Зверев "Год рождения 1938. Образование высшее и потому немного и о школе и о институте. В 1 класс пошел в 1945 году и впечатление от школы особенно от первых начальных классах было не ахти какое. Во-первых, почти все время хотелось есть. Потому как и дома-то было не особо сытно, а о том чтобы нас накормили в школе мы и подумать не могли. И знать-то не знали, что такое может быть. Хотя в первом и втором классах нам выдавали по паре жесточайших американских галетин.

Затем страшная скученность, нас в классе было порядка сорока человек и порой за одной партой нас учеников сидело по трое. Учились в три смены, а это неудобно со вех сторон и рано вставать ежели в первую смену. Занятия начинались около 7 часов утра, или наоборот затемно возвращаться из школы когда приходилось учиться в 3 смену.

Затем это проклятое чистописание едва ли не самый важный предмет в начальной школе когда каждую буковку чернилами из чернильницы под названием непроливайка которые мы между прочим каждый учебный день приносили из дома с перышком под названием "Пионер" или "перо 86" выводили каждую буковку да еще где то с нажимом, а где то без.

Строжайше запрещены были авторучки, а что такое шариковая ручка мы и знать то не знали. И пропади оно пропадом это патриотическое воспитание когда мы в 7 лет становились какими-то октябрятами, а в третьем классе пионерами и это отупляющее о великом Сталине (не подумайте я не особо против него).

И еще нас несмышленышей заставляли ходить на эти праздничные демонстрации на которых в то время всякие там секретари закатывали на полчаса речюгу типа "УРА, УРА да здравствует!". И жалкие по-моему слегка оболваненные, плохо одетые и как мне тогда казалось тоже не совсем сытые учителя. А вот о средней школе это несколько другое"

cobor51 "Два брата, мой отец и дядя. Дети ткачихи с неполной ЦПШ. Оба закончили техникум, потом ВУЗЫ. Дядя еще 3 года курсы французского. Дядя был как переводчик в Бельгии, Франции и не раз. Дошел до зам начальника главка в министерстве. Это по аналогии как полковник. Отец инженер-конструктор ракет, прочнист-оболочник, был начальником ОТК большого радиозавода, главным инженером. Мой преподаватель, академик, из деревни Смоленской области. Закончил философский МГУ в 1955, стал академиком, тоже был во многих странах.

Знакомый закончил физмат педа и вел немецкий, историю, физику, математику в сельской школе. После трех лет сбежали оттуда с женой. Он пошел на завод производственным мастером. А племянница в Москве закончила спецшколу, немецкий с 1 класса. Когда ездила в Германию в 11 классе, смеялась, что они в последнем классе только приступили к логарифмам.

Я учился в хорошей школе, полностью знаю и неплохо курсы физики, математики, химии, истории, литературы, обществоведения. Очень хорошая школа. По лит-ре кандидат филологических. Мало кто знает эти курсы в полном объеме, хоть сейчас сдавать экзамены. Не моя заслуга, а моей школы, учителей. Закончил в 1978 году. Сейчас как репетитор физики, обществознания, истории в шоке от знаний 9-11 классников. Но поражает др. У учителей нет знания предмета.

В РИ образование даже начальное было не всем доступно. Моя бабушка закончила 1.5 класса начальной школы, это 3 года, а полное начальное было 4.

Один ее сын кандидат наук, разработчик ракет, прочнист, специалист по облочками. Ушел на пенсию с главного инженера крупного завода.

Другой сын инженер, знаток французского (правда госкурсы иностраных языков (3 года) были платными, многократно был в Бельгии и Франции, дослужился до зам. начальника главка министерства, по аналогии статских и военных чинов в Ри-полковник. Первый сын также. Это дети ткачихи стали полковниками.

А мой препод академик, философ, крестьянин из Смоленской области, доктор наук, профессор с шахтерского городка, мать кладовщица. Вот вам возможности СССР.

Но срабатывал закон перехода качества в количество, хотя знания в реальном не выходили за советскую школу. А гимназия была выше по классическим языкам и гуманитарным предметам. В СССР с 1975 г. мы изучали в старших классах: теория пределов, производная, первообразная, определенный интеграл, функциональный анализ на основе первой и второй производной"

Сельские жители "Спасибо Советской Родине за наше счастливое детство! Я родилась в столице одной из южных республик, в красивейшем зелёном городе. Семьи были многодетные, и нас в классах было по 40-43 человек, а параллельных классов было - от А до К! За нами постоянно таскались "хвостики' - младшие братья и сестры.

За символическую плату училась в художественной школе- ездила на троллейбусе через весь город. А по пути заходила на молочную кухню и брала там молоко и творожок для сестрёнки. А также- хлеб в магазине. Сама ростом с сумку. Было мне 9 лет. Да, жили мы дружно, нацизма и в помине не было. Только в мусульманской республике никто не ходил в мини и шортах"

Лариса Захарова "Благословенное время! Я окончила школу в 1982 году, и воспоминания о ней у меня, самые добрые и светлые! У нас были замечательные учителя, мы получили прекрасное образование - настолько основательное и разностороннее, что и потом, через много лет, я могла помочь сыну в учёбе, причём по любому предмету. Настолько глубокое, что все из моего класса с лёгкостью поступили в вузы, успешно окончили их, состоялись в жизни как специалисты, профессионалы. Сегодняшнее образование - впрочем, как и сама жизнь, - не идёт ни в какое сравнение с тем, что было когда-то..."

Юрий Юрий "Прочитав кучу комментов про прекрасное образование в СССР, задаешься вопросом - а почему тогда СССР отстал на 20 лет в развитии от цивилизованного мира - в информ. технологиях, электронике, автомобилестроении. Почему в такой образованной стране ей управляли полуграмотные маразматики, которые не могли без бумажки двух слов сказать.

Почему в "самой читающей" стране был такой дефицит книг, даже в библиотеках.Как такое образованное население могло смотреть глупые индийские фильмы, бразильские и мексиканские сериалы, смотреть Кашпировского и Чумака, нести деньги в разные МММ и Хопры? Почему люди не могут отличить себестоимость от прибыли и восхищаются низкими ценами в СССР, не понимают, что это производилось в убыток? Почему инженер после ВУЗа, прийдя на работу, понятия не имел, как организовано производство, как написать деловое письмо, любой документ?

Я окончил технический вуз в Москве в 1983. По распределению работал на заводе, конструктором. Если в технике у меня проблем не было, то в организации производства, в делопроизводстве были пробелы. В институте это не преподавали.

Не рассказывайте сказки про выбор книг в библиотеках. Я вырос в сельской местности. У нас в поселке была достаточно убогая библиотека. Что читали мальчики в то время? Жуль Верна, Стивенсона, Майн Рида, Конан Дойля. Ничего этого у нас не было. Я уже потом во взрослом возрасте эти книги прочитал. В заводском клубе у нас библиотека тоже была так себе.

Какая могла быть очередь за нашими преподавателями, если у нас почти никто не говорил на иностранных языках? Как можно, не зная языка, там преподавать?

Кому нужны эти открытия, если мы не могли ими пользоваться? Только для удовлетворения своих амбиций? Это как гордиться космическими достижениями и атомоходами, при этом мыться в корыте и пользоваться туалетом типа сортир. 90% сельского населения у нас так жила, да и сейчас живет.

И не везде было хорошее образование. Жителям городов это не понять. У нас в поселке была 8-летка. Почти все преподаватели ездили к нам из города, за 15 км. У нас не было в школе спортзала, поэтому зимой уроков физкультуры не было. Часть преподавателей не имела педагогического образования, они часто менялись. В 9 и 10 класс я ездил в город"

Ирина Сергеева

"Кину свою ложку дегтя. Я с 1971 года. Где-то с 5-го или 6-го класса пошли ужасно бестолковые учебники. По учебникам было не нагнать пропущенные темы, если заболел.

А болели мы часто, потому что в школе было очень холодно, зимой сидели на занятиях в зимней одежде и обуви. С учителями, как и сейчас, как повезет. Нам казалось, что у нас хорошая учительница английского, а когда она ушла в декрет и пришла другая, она была в ужасе от наших знаний, это 9-й класс, оказалось что мы не знаем элементарного.

Когда поступала в институт, жила вместе с девочкой из крупного города, у нее знания по математике были на голову выше, чем у меня, так как они не ездили месяц на картошку и она имела финансовую возможность (это в советское время) заниматься дополнительно.

В библиотеке за хорошими книжками была очередь на несколько недель, а то и месяцев, поэтому, наверное, наши горе-руководители считали, что мы самые читающие в мире. Пионерские и комсомольские собрания ненавидела, впустую потраченное время, особенно пионерские, тупо отсидеть голодными часа два, чтобы тупо единогласно за что-нибудь проголосовать, ну и прочая показуха. В комсомоле как-то было поинтереснее, та же защита политплаката вспоминается с удовольствием"

Денис

"Что характерно, те у кого тёплые воспоминания о "самом лучшем в мире образовании", практически ничего не говорят о непосредственно качестве образования. Всё какие то "катания на коньках", "садили цветы", "новая трехэтажная школа", "фотографии с пляжа"...

Рассказали бы лучше как они реализовали этот чудесный дар БЕСПЛАТНО от СССР! Как вы конкурировали с миром в котором образование не такое хорошее? Сколько чудесных и жизненных открытий вы принесли отсталому миру? Сколько патентов защитили? Сколько лауреатов Нобелевской премии миру подарили? Как в коммунистическую утопию 70 лет верили?

Как воду от телевизора заряжали, как в МММы вкладывались. Как так получилось, что даже сейчас 80% вас до сих пор неспособно даже Windows переустановить, а процентов 30% вообще про компьютер знает только то, что там злые американцы наших детей растлевают?"

Максим Борзов

"Давайте посмотрим правде в глаза. В СССР существовала скрытая безработица. Ты заканчивал учебное заведение с определенной специальностью, а работы по ней почти не было. Или только по блату.

А заведения эти пекли таких специалистов в очень больших количествах. Люди вынужденно устраивались на должности, хоть, как-то немного, связанные с их специальностью. Или вообще не связанные.

Я закончил училище со специальностью "графический дизайнер". Художники никому не требовались. Тем более графические дизайнеры. Распределения никакого не было, или вы искали его сами. Хотя училища пекли таких подобных по всему Союзу тыщами.

Устроился по знакомству на военный завод художником. Там был целый отдел эстетики с кучей сотрудников, но все они были проведены, как "слесари разных разрядов". Такая же ситуация была и с учеными, журналистами, музыкантами и многими другими.

Зато много было тяжелой работы строителей, рабочих, водителей, но в основном в больших городах или, где устраивались всесоюзные стройки. Люди также, как и сейчас, ехали за работой в такие города, на стройки. В обычном-же городе было полно работы, но только самой примитивной, с очень маленькими зарплатами. Список очень ограниченный. Потом, когда в магазинах окончательно пропали товары народного потребления, купить что-то у простого человека имелась возможность только на черном рынке уже по ценам в несколько раз большим. Отсюда только на зарплату, которую платило государство, прожить уже стало совсем невозможно"

kostofan1

"Мои школьные годы пришлись на 80-е. Жили мы в обычном спальном районе на юге Москвы, и не так уж все было однозначно с детской самостоятельностью.

Класса до четвертого-пятого дальше школьного двора ни-ни! А уж чтобы куда-то самому ездить на секции/кружки, об этом даже и речи не было. Школа была переполнена, в 1979 году нас набрали аж 5 первых классов, от А до Д. Как тут правильно было написано, в Г и Д собрали весь "цвет района".

Меня, 6-летку, вообще сначала брать не хотели, хотя я уже умел хорошо читать, писать и считать. Потом все же нашли местечко в классе Д. Учителя попадались самые разные, от ретроградов до истинных новаторов. Впрочем, последние долго у нас не задерживались - либо уходили сами, либо "уходили" их. А так, школа как школа, ничем не выделялась среди десятков других. Никого специально не "вытягивали", и не спроваживали в ПТУ после 8 класса. В 9-10-й шли те, кто действительно хотел, как раз набралось таких на два класса"

Александр Неручек

"1953-й. Сибирский поселок. Леспромхоз. Ссыльный интернационал. Там я и появился на свет. Мама окончила здесь 7 классов, отец - 4. Мне потом показывали хибарку, в которой они учились. В 1958-м построили новую школу. Деревянную, одноэтажную, с печным отоплением и удобствами во дворе.

В 1960-м пришло мое время идти за знаниями. Зимой дома оставались, только если столбик термометра опускался ниже 40 градусов. Сейчас школьников возят на специальном автобусе. Тогда - пешочком. Но учиться было интересно.

Кстати, директор школы тоже из ссыльных по ст. 58. Прекрасный физик и математик и, по совместительству, отец одного из советских космонавтов. В 1970-м окончили 10 классов и кто - куда. Но, насколько мне известно, из двух выпущенных в том году классов (около 50 человек) только один работал водителем. У остальных - либо высшее, либо среднее специальное. Вот вам и "медвежий угол".

виктор замешаев

"Я родился в 1943 г. Тогда было обязательная 7-летка. Жили в бараке 2- этажном, коридорная система на 12 комнат (по 10 кв.м.) - 11 семей и одна комната - красный уголок, где дети делали уроки и проводили свой досуг, а старшие проводили совместные праздники. Во дворе были сараи с дровами, зимой заливали каток, летом играли в волейбол, в лапту (или в чижика). Жил я с мамой и братом, отец погиб на фронте. Много было детей без отцов. Питание простое: хлеб, масло, макароны, котлеты, компот. Жили мы в Москве на 2-й Владимирской ул. - на границе с деревней Алёшино.

Я окончив 7 классов, (были переводные экзамены в школе из класса в класс, кстати, физика начиналась с 6-го кл.) после сдачи экзаменов поступил в техникум (МЭТМ), где получал стипендию 20 руб. и получил профессию (обучение 4 года). Потом армия, потом институт, потом учитель физики и астрономии в школах 736, 922.

Работать учителем и тогда было трудно у нас в школе №736 были классы до 46 учащихся! Я тогда ещё понял, что не надо всех учеников учить всему, это - стрельба из пушек по воробьям. Обучение должно быть дифференцировано. Кстати, раньше можно было нарушителя дисциплины выгнать из класса, исключить из школы, оставить на 2- й год, написать родителям письмо на работу, а двоешники частенько читали книги под партой (которая была удобнее современных столов). Сейчас у учителя никаких рычагов воздействия на нарушителей дисциплины нет"

Владимир Добряков

"В далёком 1979 я работал в политехническом институте. Весной по Волге сплавлялась группа туристов из США - молодые преподаватели университетов и колледжей. Они выразили желание встретиться с такими же молодыми преподавателями нашего города. Городское руководство успело собрать только из нашего института и педагогического. После официальной части последовала неофициальная. Я оказался за столиком с преподавателем какого-то университета (за давностью лет забыл, какого).

Он сам просил посадить к нему какого-нибудь технаря. С нами были еще 2 педагогички. У нас в то время усиленно насаждалось восхищение перед американской системой подготовки специалистов. Я сказал об этом. Американец возмутился. (Не дословно) "Не сходите с ума! Ваша система - лучшая в мире. И в среднем образовании, подтвердит (американка кивнула), и в высшем. Наш специалист лучше вашего разбирается и знает всё о p-n-p переходах. Но он ничего не знает и ему очень трудно будет разобраться в n-p-n! (Здесь он извинился "Утрирую").

Вы же выпускаете спецов широкого профиля, который очень быстро может освоить то, с чем он ни разу не сталкивался, но оно близко к его основной специальности. Мы пытаемся у себя внедрить вашу систему, но нам не дают". Посмеялись, выпили, и каждый остался при своём мнении.

Прошло 10 лет. Я работал в Центре Микроэлектроники. У нас работало несколько специалистов из США, Германии и Франции. Я работал с Ричардом Стампом. Спец он, в своей области был от бога. Я бегал за сигаретами, за пивом, заваривал кофе и т.п.

Но вот нашла коса на камень. Ричард кряхтел, пыхтел, но топтался на месте. Наконец, он сказал, что надо искать соответствующего специалиста. Я пошел к главному инженеру. Тот посмотрел на меня, усмехнулся и сказал: "Уважаемый, а ты знаешь, сколько будет стоить поиски такого кадра и его вызов сюда? Догадываешься. Ну, а ты у нас на кой, с вострой саблею такой? Если ты за неделю не сможешь решить эту проблему, я в тебе сильно разочаруюсь".

Ему не пришлось разочаровываться. За 3 дня я разобрался с теорией сплайнов и применил её в в нашей проблеме. Задача была решена. Дик покачал головой, почесал репу и куда-то исчез. Вернулся он через полтора часа с бутылкой французского коньяка и пакетом деликатесов. Где он всё это взял в эпоху пустых прилавков, можно только гадать. За чашкой коньяка Дик признался мне. "Я слышал, что у вас такое возможно, но не верил. Теперь убедился. Русские инженеры - спецы высшего пилотажа!"

Пишите ваше мнение. Согласны или нет с воспоминаниями выше? Расскажите свою интересную или смешную историю. Возможно, вы хотите сказать слова благодарности своим учителям или наоборот сожалеете, что могло быть гораздо лучше. В любом случае, каждое воспоминание бесценно и достойно остаться в памяти. Пишите!

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded