akozmin_7

Category:

Каких специалистов готовила советская школа?

Уж сколько говорилось о советском образовании, но читатели канала продолжают эту тему в своих комментариях. Я не стремился подобрать однополярные мнения по данному вопросу. Поэтому, ниже представлены самые разные мнения о советской школе. Мне, как Автору канала всегда очень интересно читать любые ваши воспоминания рассказывающие о том времени. Поэтому буду рад вашему мнению. Не поленитесь оставить свой комментарий который поможет сформировать картину уже ушедшего советского прошлого и советского образования. Каким оно было? Глубоким или поверхностным, #школа готовила специалистов или профанов? В достаточной ли мере она давала знаний и насколько, на ваш взгляд, конкурировала со школами и вузами Запада и Америки? И почему, если выпускники были хорошо подготовленными специалистами в своей области, СССР проиграл Западу "по всем фронтам"? А может, вы считаете, что Советский Союз наоборот выиграл ...

Tatiana T.

"В СССР образование, с которым впоследствии можно было устроиться на хорошую работу за рубежом, давали только 4 ВУЗа: МГУ (физфак и мехмат), Физтех, МИФИ и Бауманский. Всё.

Экономическое, химическое, медицинское #образование безнадёжно не дотягивали. С советскими дипломами по этим дисциплинам никуда не брали. Про информационные технологии скромно умолчим. Так что со своим дипломом вы могли устроиться только в протухшее НИИ советского же разлива, которое разрабатывало не пойми что. Можно сколько угодно ставить дизлайки, упрямо не соглашаясь с моим ответом, но если я ошибаюсь- то хочу увидеть опровергающие факты. Факты и цифры- вещь упрямая"

Владимир Полосухин

"Я учился в Сибирском Металлургическом Институте в городе Новокузнецк (Сталинск) 1953-1958 годы на горном факультете. У студентов СМИ на первом месте была учёба. Выпускники нашего института на предприятиях горно металлургической промышленности ,особенно на КМК и рудниках Горной Шории, известны как первоклассные специалисты обладающие не только теоретическими , но и практическими навыками.

Я, например, на производственной практике на руднике Таштагол освоил профессию бурильщика и получил удостоверение, на Абаканском руднике (Абаза) - машиниста станка канатно-ударного бурения, на шахте Роза Люксембург в Криворожье - машиниста скреперной лебёдки, на руднике Туим в Хакасии - специальность слесаря и успешно прошёл стажировку в должности горного мастера, получив благодарность и премию в размере месячного должностного оклада от начальник Туимского Горнопромышленного Управления.

Полученные знания и практические навыки позволил после полугодовой работы горным мастером стать начальником участка, через два года главным инженером рудника, затем главным инженером рудоуправления, главным инженером Горно-обогатительного комбината.

У нас в институте спорт был популярен, особенно классическая борьба и бокс. Студент нашей группы Володя Манеев был чемпионом мира и серебренным призёром Олимпийских игр в Мельбурне. Конечно мы и отдыхали, но это было когда всё в порядке с учёбой. В нашем горняцком общежитии был свой кинозал, концертно-танцевальный зал, радио-узел.

Манеев Владимир Петрович (5.02.1932 - 6.01.1985) Выдающийся спортсмен. Борец греко-римского стиля (классическая борьба). Чемпион мира, первый в Кузбассе серебряный призер Олимпийских игр по классической борьбе (в весе до 73 кг). Первый заслуженный мастер спорта Сибири
Манеев Владимир Петрович (5.02.1932 - 6.01.1985) Выдающийся спортсмен. Борец греко-римского стиля (классическая борьба). Чемпион мира, первый в Кузбассе серебряный призер Олимпийских игр по классической борьбе (в весе до 73 кг). Первый заслуженный мастер спорта Сибири

Нам не приходилось где-то скитаться, мы могли пригласить свою девушку к себе в кино или на танцы и угостить её мороженым в нашем буфете. А девушки наши были из соседнего женского общежития, простые, работящие девчата, не преследующие цель поскорее выскочить замуж, этим они отличались от студенток пединститута.

Я до сих пор вспоминаю свои интересные студенческие годы, полные стремлением к познанию, полные забот и радости при успехе. Вот так вот!"

Стас Ипостас

"Пожалуй, соглашусь, что в советской школе выпускали дилетантов широкого профиля. Теоретически от нас требовали энциклопедических знаний по каждому предмету, на практике все эти дурацкие ангидриды с логарифмами и вакуолями забывались на следующий день после выпускных экзаменов - кроме тех, кто шел в профильный институт.

Я по-прежнему убежден, что в средней школе нужна более узкая специализация с 5-го - 6-го класса хотя бы по трем направлениям - естественные науки, точные и гуманитарные.

И, разумеется, хотя бы один иностранный язык (желательно английский - по понятным причинам, остальные факультативно). И иностранный должны преподавать настоящие носители языка, а не школьные "дидвозники".

Сергей Ионин

"На чужой роток не накинешь платок. Можно отметить, что каждый высказывается исходя из своего опыта. Здесь вот дама пишет, не сказать - лепит: "Поэтому для поступления в хороший #вуз зачастую требовался репетитор или обучение в спецшколе дневной или вечерней".

Она как-то забывает, что при любом вузе были подготовительные курсы (10 дней, месяц, где как). Репетиров нанимали уж для полных дураков. Вот человек из деревни, а посмотрите, и братья его чего-то достигли, и он сам. Так что, неча на зеркало пенять, если морда крива.

Нельзя не согласиться, что литературу преподавали не на должном уровне, но... опять же все зависело от учителя. Кто учился в 60-70-е не поверит, но у нас преподаватель литературы РЕКОМЕНДОВАЛА (не заставляла) читать и Есенина, и поэтов серебряного века (в "публичке" все было, не надо врать, кто хотел, тот учился), мы даже Шекспира проходили, между прочим. И спрашивается, это с какого бодуна надо быть, чтобы ляпнуть: Достоевский был запрещен?

Просто и в те времена, и сейчас -всегда были те, кому читать было лень, а уж стихи! "Что, я девчонка - стихи читать!" - вот и весь сказ. Здесь ничего не поделаешь. Кстати, и во времена Пушкина читающей публики было не так уж много. Тиражи книг Александра Сергеевича были в районе + - 2000 экз. Да, Бенкендорф читал, цари читали, элита Петербурга читала, но большая часть пресловутого дворянства были скалозубами, плюшкиными, собакевичами, передоновыми (хотя последний сам был учителем).

И еще - врачи учились долго. Это хорошо или плохо? Ответ однозначный для тех, кто был на приеме у нынешнего молодого врача, закончившего вуз за деньги. Заплатил - зачет. Сидит такой лепила в поликлинике и при помощи Интернета ставит диагнозы.

Вы нам будете рассказывать, что вот-де на западе. Там менталитет другой: если заплатил, то высосет из преподавателя все, что можно. А у нас заплатил и спи спокойно, ты уже спец. И главное, при всех недостатках советская школа учила ДУМАТЬ!"

Анатолий Жуков

"Советская система была оптимальной насколько это было возможно. Возможности были представлены, на мой взгляд, достаточные, чтобы каждый человек мог реализовать свои возможности ( школа, проф. тех. училища, техникумы, вузы, аспирантуры, докторантуры). Кто и какие способности имел, тот и мог при желании реализовать их.

Конечно, #ссср претендовал на ведущую роль в мире, поэтому был заинтересован в передовом образовании для своего народа. Мне, рожденному в многодетной деревенской семье (пять детей), как и всем моим братьям и сестрам, удалось получить высшее образование.

Два моих брата стали членами Союза Журналистов и Союза Писателей, а мне довелось быть аспирантом и успешно защитить диссертацию. Многие мои соратники и друзья прошли примерно такой же путь и стали руководителями производств, учебных заведений. Есть и Академики!

Возможно ли это сейчас, во времена "дикого" капитализма, когда власть и капитал получены не продолжительным и тяжким трудом, а людьми "случайно" оказавшимися в благоприятной ситуации во время буржуазного переворота. Могут ли эти люди быть заинтересованы в образованности собственного народа, когда они в любой момент имеют возможность "свалить" на Запад, тем более когда значительная часть богатства и дети у многих уже там?"

михаил попов

"Я выпускник 1978 года. Волгоградец. Пока учился, сменил три школы. Первая была маленькая, старенькая, ещё довоенной постройки, которая случайно уцелела в горниле Войны. Вспоминаю её с теплотой. Там был коллектив ещё довоенных учителей и особая, какая-то домашняя атмосфера. Где нас, младших, очень берегли.

Потом. Переезд семьи. Вокруг новостройки, никто никого не знает. Традиций ноль. Школа просто переполнена была так, что учились в три смены. В целом, преподавательский состав был очень сильным профессионально. Но нагрузка при таких условиях работы была такова, что они просто валились порой с ног от усталости. В первую очередь, эмоциональной. Контингент-то ещё тот был. Внуки послевоенных трущёб. Где сын профессора сидел за одной партой с гопником. И с ним же играл в пристенок на переменах.

А потом меня перевели в 8 класс новой школы. Эту школу решили сделать образцово-показательной. Учились в одну смену. Два спорт-зала, где я получил навыки боксирования и бросков на татами. Огромный стадион. Собственный гараж с парком машин для автоподготовки. Прекрасный стрелковый тир где я стал перворазрядником. Богатые шефы. Лучшая, что была в магазинах электро-музыкальная аппаратура. И три школьных ансамбля (в одном из которых подвизался и я). Очень богатая библиотека. Современные на тот период наглядная агитация на стенах и средства образовательного процесса. И сам образовательный процесс наполненный энтузиазмом и жаждой познания. Туда собрали молодых, но лучших, что были свободны на тот момент преподавателей. В общем. Уходил я потом из неё в большую жизнь крайне неохотно и с чувством потери.

А потом был завод, служба на южной границе, краткая учёба в пединституте, ПТУ, работа на скотобойне мясокомбината, семья, Высшая Школа в Рязани, война, служба в медвежьих углах страны, возвращение на родину, кафедра Высшей Школы, кандидатская, доцент, полковник... Каждый из этих непростых периодов жизни учил чему-то. Но основы заложила именно советская ШКОЛА. Именно она в своих основах сделала меня именно таким какой я есть. Могу машину сам отремонтировать, электропроводку в доме проложить, здоровье наглецу испортить и аргументировано отстоять собственную позицию в вопросах государственного строительства. В том числе и на основе зарубежного опыта.

Да. Ещё. Дружба с одноклассниками пронесена через всю жизнь. Хотя мы в социальном плане очень разные"

Владислав Дербушев

"Я на Дальнем Востоке жил 7 лет при Сталине (отец служил там после войны), школу оканчивал через год после свержения Хрущёва. Государство начало платить пенсии колхозникам уже при Брежневе. Сравнивать зарплаты, цены и уровень жизни в разные периоды вообще невозможно, если только перевести всю валюту, экономику и политику в единицу измерения по известному мультику: в попугаи, удавы или слонёнки, извините.

А в СССР валюта была одна - "ПОЛЛИТРОВКА". В хрущёвках "своих" подвалов не было. Это были поздние сталинки, когда власть начали раздражать городские сараи с курами, козами, поросятами, и даже коровами. Хотя бараки с сараями остались до сих пор (я прожил в нём 7 лет. Наверное отцу вручили ключи от одной комнаты с печкой на 6 человек за боевые заслуги.) В хрущёвках урезали не то что квадратные метры, а сантиметры, поэтому и подвалы оборудовали только под трубы (посмотрите фильм "Афоня").

Теперь о зарплатах учителей. Мой отец окончил школу во #владивосток в 1936 г. Всех отличников вызвали в райком комсомола: "Никаких институтов! Стране нужны учителя. Или вы идёте повышать грамотность в деревнях и сёлах, или комсомольский билет на стол, и отправляетесь работать грузчиком в порту." Поэтому ещё с тех времён зарплата учителя была одной из самых низких. Комсомольским солдатам борьбы с безграмотностью можно было вообще не платить, потому что они работали по приказу Сталина.

До 1965 года начальная зарплата учителя с высшим образованием была примерно 50 рублей в месяц, а без высшего — примерно 37 рублей в месяц (я стипендию в 1965 г получал 45 руб). С 1965 года зарплаты учителей были повышены до 90 рублей. Плюс очень большую роль в уровне зарплаты играл стаж работы. Но разница в зарплате от стажа была всего 10 рублей. Средняя заработная плата учителей в 70-е годы составляла 116–117 рублей.

Работники вузов в 1970- х — 1980-х годах получали такие зарплаты: ассистент — около 120 рублей в месяц, работник со степенью кандидата наук — 350 рублей в месяц. Не зря в СССР говорили про защиту кандидатской: «10 минут позора — и обеспеченная старость!».

----------------------------------------------------

Приведу, к слову сказать и оклады в царской России:

.
.

Как видите, учитель получал оклад немного меньше полковника царской армии. Показатель? Думаю, да. Но, "до основания и затем ..."

Где в этой лестнице находился #учитель СССР и находятся сегодняшние учителя?

Жду ваше мнение!

Оригинал публикации на канале «Тропой самурая»

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded